00:15 

история китайского веера

Шэри

Китайский веер

Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к глубокой древности. Это рисунки и фрагменты найденных частей веера. Они относятся к восьмому-второму векам до нашей эры. На рисунках мы видим своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Затем с годами этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника, лотоса. В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками – картинками, каллиграфией. В шестом веке опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. Японские мастера меняли, совершенствовали формы и создали в результате складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной бумаги. Они назывались сэнсу. И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.Искусство вееров в Китае постоянно развивалось и совершенствовалось. Появились веера, похожие на лист знаменитого дерева гингко, другие своей формой напоминают резные листья другого южного дерева софоры. Они становятся все разнообразнее и дороже. Особого расцвета мастерство изготовления вееров приходится на 1300-1700 годы, время правления династий Мин и Цин. Веера делаются из слоновой кости, бамбука, душистого сандалового дерева, фарфора, нефрита. Они украшаются лаком, необыкновенно тонкой резьбой. А в качестве полотен используются самые дорогие материалы, в первую очередь, шелка, которые украшаются произведениями известных художников, каллиграфов. Среди них особенно знаменитые в династию Сун Хуан Цинцзянь и Ли Фэй, а уже в наше время, в двадцатом веке, например, Ци Байши.

Появились веера-ширмы, веера-шляпы. Среди ученой публики особенно ценились веера из специальной черной и белой бумаги, несущие извечную символику Китая – инь и янь – темное и светлое начало. Во дворце Гугун в Пекине хранится ценный экспонат – веер императора Чжу Чжанцзи династии Мин, правившего с 1425 по 1435 годы. С обеих его сторон украшают великолепные картины «Читать книгу под сосной» и «Любоваться цветами в тени ивы». Его высота около 60 сантиметров, а ширина чуть больше полутора метров. Веера часто становятся предметом, украшающим не только людей, но и дома богатой знати.

Где-то в середине шестнадцатого века португальские купцы завозят веер из Китая в Европу, где он начинает свое победное шествие. Во Франции говорили: «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром». В Англии была создана Академия по обучению манерам, пользования веером. А в Испании дамы придумали «веерный язык», путем которого они могли изъясняться со своими кавалерами, меняя положение веера. В конце восемнадцатого столетия ни одна светская дама в Англии не выходила из дома, не прихватив с собой этот изящный предмет гардероба.

Цинский император Гаоцзун подарил Англии 240 вееров необычайной красоты, украшенных драгоценностями. Весь королевский двор был покорен этим подарком. Из Китая были приглашены триста мастеров для организации производства вееров в Англии.

В России веер появился при дворе Петра Первого. Он был завезен из Голландии и тоже стал любимым предметом гардероба знатных дам.

Веер, помимо своей прямой функции, был необходим для обрядов. Им широко пользовались для украшения помещений. Веера коллекционировали. Возникли самые разные школы изготовления вееров.

Художники, литераторы и каллиграфы превратили складной веер в изящное художественное изделие. Для костяка складного веера служили нефрит, слоновая кость, звериный рог, сандаловое дерево и, конечно, бамбук. на резном бамбуковом костяке искусно вырезали горы, реки, цветы, птиц, зверей и даже портреты людей, писали иероглифы. Другую сторону украшала художественная роспись, этим занимались знаменитые художники разных времен — Тан Боху, Чжэн Баньцяо, Ци Байши. К вееру в Китае было серьезное и почтительное отношение.

На веерах было принято помещать стихи:
Только что вытканный белый прохладный шелк
Свежий и чистый, будто иней иль снег,
Сделали веером нашей согласной любви
Круглым-округлым, подобным яркой луне…
Вечно боюсь, — c приходом осенних дней
Стылые бури прогонят погожий зной —
Спрячешь тот веер в шкатулку или сундук,
Доброе чувство прервется на полпути».

Эти «Стихи об осеннем веере», по преданию, были написаны на веере, преподнесенном в знак укора поэтессой государю после охлаждения его к ней.

Жанр китайской живописи на веерах, что назывался «цветы и птицы» — «хуан-няо», получил свое огромное распространение уже в VIII—XII веках и живет по сей день. При взгляде на эти маленькие пейзажи рождается вполне осязаемое ощущение шелковистости перьев изображенной маленькой птички или прохлады воздуха, потревоженного полетом бабочек над цветущим деревом. Есть и довольно сложные изображения, на тему быта старого Китая — люди в национальных одеждах, пагоды.

Очень дорогим изделием был резной веер из слоновой кости. Он олицетворял богатство и власть. Любой, самый простой веер из бумаги, которая пропитывалась особым составом, служил десятки лет.

В наши дни в Китае популярны веера из листа ливистонии, костяные веера, перо-пуховые, из сандалового дерева, бамбуковые плетеные, из шелка, соломенные и черные бyмaжные веера. При этом каждая провинция славиться своим собственным стилем.

Но сегодня, пожалуй, только в Китае и Японии сохраняется еще культура веера. В Китае, в провинции Шаньдун, есть даже праздник веера, приходящийся на конец ноября.
Обычаи:

Когда друзья и близкие дарят веер друг другу, это значит, что они желают благополучия и счастья.

Даже в XXI веке Китай хранит культуру веера. Специалисты по фэн-шуй считают, что веер нагоняет в комнаты положительную энергию - ци.

Используют веер и в восточных практиках, например, в Тайцзи-цюань. Изначально это военное китайское искусство, разновидность ушу.

Как и в Японии, в Китае веер был изящным оружием, которое незаметно проносили в стан врага. Внезапно раскрывая веер перед лицом, пугали и дезориентировали противника. Из складок при раскрытии вылетали отточенные ножи и отравленные иглы. Однако не в этом была сила. Танец ассоциировали с полетом бабочки: подобно тому как она собирает пыльцу, собирали так называемую "эссенцию пространства". Цель - не военная подготовка, а оздоровление и самосовершенствование. Не говоря уже о том, что выглядит это феерично.

@темы: китай

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Большая прогулка

главная