Шэри

Фэн-шуй (кит. трад. 風水, упр. 风水, пиньинь fēngshuǐ — дословно «ветер и вода») — даосская практика символического освоения пространства. С помощью фэн-шуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; считается, что специалист фэн-шуй может прогнозировать события.

Цель фэн-шуй — поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека.История фэн-шуй

Мастер Ян И сформулировал некоторые теории, впоследствии ставшие основой фэн-шуй. Иносказательно его методика называется «Поиск дракона там, где его труднее всего найти». Ян И говорил, что для хорошего ведения домашнего хозяйства важно «дыхание дракона», описывал местности, которые якобы поднимались благодаря этому дыханию. Первая его книга вышла под названием «Хань лун цзин» «Искусство пробудить дракона», вторая книга «Цин нан ао юй» , третья «И лун цзин» «Правила недоумения дракона». Все они предлагают рекомендации по «поискам дракона».

В 1986 году американец китайского происхождения Томас Линь Юй, преподававший фэн-шуй в США, упростил фэн-шуй, создав так называемый символический (или эзотерический) фэн-шуй для обывателей. Он поделил пространство на зоны любви, богатства, детей, секса, денег, карьеры и так далее. Предполагается, что, поставив определённый предмет в тот или иной сектор, человек активирует зону.

Классический фэн-шуй не имеет никакого отношения к статуэткам, амулетам, талисманам и прочему. Эти атрибуты китайской культуры и фольклора по ошибке относят к фэн-шуй. Однако последний работает только с потоками энергии ци и считает, что энергия не понимает того или иного образа и течёт в согласии с законами мироздания.

Образная форма, цвет и т. д. для коррекции тех или иных влияний появилась вследствие персонификации используемых в Китае обозначений энергии: земли, металла, воды, дерева и огня.

Кроме того, фэн-шуй не использует так называемые зоны «любви», «богатства», «семьи», «здоровья». Энергетика каждого дома рассчитывается индивидуально, используя соотношение времени и пространства. Не бывает двух одинаковых домов, как и двух одинаковых людей, потому что каждая точка пространства планеты Земля имеет свою уникальную характеристику, и каждый человек тоже.Концепция Фэн-шуй

Ци

Фэн-шуй предполагает существование потоков энергии ци (подобной ветру) через дома, комнаты и участки. Так как энергия пронизывает всё — человека, природу и вещи, — то можно только определять её присутствие в конкретном месте или человеке. Она не зависит от человека и времени — поэтому и называется Небесной Судьбой (небесным счастьем).

Земная энергия меняется, как меняется сама Земля. Она может создавать гармоничные или негармоничные структуры во времени и пространстве. Так как энергия в принципе нематериальна, то не пустить «вредоносное ци» в дом нельзя. Но, меняя места активной жизнедеятельности, можно располагать определённым образом двери, мебель и прочие необходимые предметы — так, чтобы они не попадали в негармоничный поток. Одно из известных правил коррекции негативного фэн-шуй — отсутствие активности. Так как если нет активности, то не на что влиять.

Изменить земное не-счастье — временный энергетический дисбаланс — на месте можно только положительной энергетикой: в большинстве случаев — самого человека, который там живёт, если у него хватает её для изменения своего окружения. В противном случае человек ищет благотворную энергетику в других местах — в духовных (в молитве, например) и/или физических практиках (акупрессура и акупунктура). Наконец, можно использовать энергию людей, имеющих её в достаточном количестве. Таким образом появляются «амулеты» — как попытка персонифицировать энергию в виде вещественных предметов. У разных народов такие предметы сформировались с учётом существующих особенностей страны и культуры: это могут быть иконы, нательные крестики, статуэтки Будды, чётки и т. п. За счёт воздействия на них и через них люди пытаются принести часть благотворной энергии в свой дом.

И, наконец, творя человеческую судьбу (человеческое счастье), в фэн-шуй рекомендуется не создавать мест застоя ци, таковыми считаются нефункциональные углы, длинные проходы, неэстетичная мебель.Шень-Ци

Шень-ци в переводе с китайского означает «дыхание довольного дракона». Именно накопление благоприятной энергии ци и является целью мастера, занимающегося «гармонизацией» дома, так как благодаря ей человек сохраняет позитивный настрой, полнее ощущает свою гармонию с окружающим миром.

Шень-ци также помогает пережить стресс, сохранить душевное и физическое здоровье в экстремальных и неблагополучных ситуациях. Достаточное количество положительной энергии даёт возможность быстрее и без больших потерь для себя адаптироваться в изменившихся условиях. Человек находит в себе силы продолжать существовать в самых сложных положениях, терпеливо ожидая изменений к лучшему.

Время и пространство

В фэн-шуй существует несколько символов движения энергии: восьмёрка «на боку» (бесконечность пространства в математике и физике), символ превращения инь в ян. Китайцы по-своему классифицировали движения энергии во времени и в пространстве. Первые измеряют с помощью календаря, а вторые — с помощью компаса.

Фэн-шуй придаёт большое значение ориентации на местности, направлению, откуда приходит ци — энергия. Она традиционно обозначается на компасе с помощью иероглифов (в Китае), где каждое направление/деление/иероглиф обладает своими свойствами. У китайского компаса «лопань» существует несколько значений, такие как «спираль на тарелке» и «всё в плошке» (вместилище всего). Делений у него может быть до 360 (по делению на каждый градус), но минимум — 4. Эти направления/деления определяют качество энергии в определённой точке пространства и человека (в акупунктуре, иглоукалывании, прижигании эта система делений также используются — до 360 точек на теле человека).

Направления, части помещения, виды жизнедеятельности, мебель, деревья, человек и другие окружающие объекты классифицируются в соответствии с принятой системой обозначений. Китайцами использована неперсонифицированная система элементов природы (огонь, металл, вода, дерево, земля), в других культурах деление энергии может называться по-другому. В Китае по атрибутам «стихий» определяется гармония или дисгармония в конкретной точке пространства и времени.

Китайцы суммировали свои познания в астрономии (используя циклы вращения планет вокруг Солнца и Луны) и создали систему делений в своём календаре через символьные обозначения «небесных стволов» и «земных ветвей», каждый из которых несёт в себе видовую характеристику одной из стихий (огонь, вода, металл, дерево, земля). Год, месяц, день и час обозначается соответственно двумя иероглифами — «небесный ствол»+«земная ветвь».

Все времена года, таким образом, имели свои характеристики. В китайском календаре использовалось до 24 сезонов.Фэн-шуй и И Цзин

«И Цзин» (Книга перемен) использует 64 гексаграммы Книги Перемен. Одним из разделов «И Цзин» является «Объяснение Знаков Гуа» (Шо гуа чжуань), который вмещает в себя основные сведения о Восьми Триграммах (ба гуа).Место фэн-шуй в формировании судьбы и событий

Даосская философия отводит фэн-шуй одно из важных мест в формировании судьбы:
Небесное счастье — то, что человек (или место) получает при рождении;
Человеческое счастье — сознательные действия человека (заслуги человека, стиль мышления, образование и качества характера человека, поступки);
Земное счастье — земные энергопотоки, которые воздействуют на события, здоровье, отношения и пр. во времени и пространстве.

Основные школы Фэн-шуй
Саньхэ (три гармонии).
Саньюань (три периода).
Суанькун Дагуа (Гексаграмма Тёмного Дворца) — использует 64 гексаграммы, изображённые на компасе Лопань.
Сюанькун Фэйсuн (Летящая Звезда Тёмного Дворца) — популярная система «Летящие звезды» является частью именно этой школы.
Бачжай (восемь дворцов).

Талисманы китайской культуры, ошибочно приписываемые Фэн-шуй

Цин Лун — Дракон
Трёхлапая жаба
Ци Линь — китайский единорог
Фэн Хуан — китайский феникс
Лун Гуй — драконочерепаха
Будай

Лазурный дракон

Цин Лун, Лазоревый дракон — один из четырёх китайских знаков зодиака. Иногда он называется Лазоревым драконом Востока (Дун Фан Цин Лун). Он символизирует восток и весну. Не стоит путать его с Жёлтым драконом, которого связывали с титулом императором Китая. В СМИ, фэн-шуе, других культурах он известен также как Зелёный Дракон.
Цвет

Цвет 青 (цин) словари переводят как «зелёный» или «синий» (используется к примеру, в названии озера Цинхай, в словах и выражениях «зелёная трава», «зелень» (овощи), «лазурит», «бронза» [букв., медь цвета цин]), обозначает также весну и чистоту; вид и значение знака родственны иероглифу травы 生. 蒼 (цан) означает «тёмно-зелёный» или «тёмно-синий», обычно по отношению к цвету моря.

Семь домов Лазурного дракона

Как и каждый из четырёх символов, Лазурный дракон соотносится с семью «домами» (или «стоянками») луны:
Рог (кит. 角, пиньинь Jiăo, палл. Цзюэ) (Horn)
Шея (кит. 亢, пиньинь Kàng, палл. Ган) (Neck)
Корень, основа (кит. 氐, пиньинь Dĭ, палл. Ди) (Root)
Дом (кит. 房, пиньинь Fáng, палл. Фан) (Room)
Сердце (кит. 心, пиньинь Xīn, палл. Синь) (Heart)
Хвост (кит. 尾, пиньинь Wěi, палл. Вэй) (Tail)
Корзина (кит. 箕, пиньинь Jī, палл. Цзи) (Winnowing Basket)

В терминах европейской астрономии, они занимают части (европейских) созвездий Девы, Весов, Скорпиона и Стрельца.


Япония

В Японии считают, что Лазурный дракон Сэйрю — один из четырёх духов-стражей городов и охраняет город Киото с востока. Запад защищается Белым тигром, север — Чёрной черепахой, юг — Алой птицей, а центру покровительствует Жёлтый дракон. В Киото есть храмы, посвящённые каждому из этих духов-хранителей. Лазурному дракону соответствует Киёмидзу-дэра на востоке Киото. Перед входом в храм есть статуя дракона. Легенда гласит, что он по ночам пьёт из водопада неподалёку, поэтому каждый год устраивают церемонию поклонения дракону Востока.

В 1983 году в деревне Асука нашли гробницу Китора (англ.). Все четыре хранителя нарисованы на стенах (в соответствующих направлениях), а на потолке изображена система созвездий. Это одно из немногочисленных древних упоминаний о четырёх стражах.
Трёхлапая жаба
Трёхлапая жаба (кит. 招財蟾蜍, пиньинь zhāocái chánchú, палл. чжаоцай чаньчу) – в китайской культуре символ богатства, жаба с тремя лапами. Некогда была злобным и мстительным существом настолько, что люди обратились к Будде. В процессе обуздания жаба утеряла одну из своих лап. В качестве расплаты за свои грехи выплёвывает золотые монеты. Поэтому изображается сидящей на стопке золотых монет и держащей монету во рту.

В фэн-шуй

В фэн-шуй приносит богатство, привлекает денежную удачу.

Размещение - возле входной двери, мордой в помещение.
Цилинь

Цили́нь (кит. 麒麟, пиньинь qílín) — в китайской мифологии чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше. Его иногда включают в перечень четырёх благородных животных наряду с китайскими драконом, фениксом и черепахой — вместо тигра.
Цилинь — своего рода химера: как правило, у него несколько рогов, зелёно-голубая чешуйчатая кожа, тело с копытами коня или оленя, голова дракона и медвежий хвост. Он живёт не менее 2000 лет, но увидеть его дано только избранным (так, видели его незадолго до смерти Конфуция). Подобно европейскому единорогу, цилинь символизирует долговечность и благополучие. Благодаря этому его изображения часто наносились на предметы императорского обихода. Император Канси повелел носить изображения (en) цилиня обладателям высшего военного ранга Поднебесной (раньше они ассоциировались со львами).

Чайник эпохи Канси в форме цилиня, приносящего на спине младенца.

На спине цилиня иногда можно увидеть младенцев мужского пола. Подобно аисту в европейской традиции, это цилинь, по представлениям китайцев, приносит счастливым родителям долгожданного наследника.

Эволюция образа

Впервые упоминание о нём мы находим у Конфуция, а его каменные изображения появляются в период Поздняя Хань. В источниках того времени цилинь описывается как животное напоминающее оленя (вола) с одним рогом заканчивающимся мягкой шишкой, с коровьим хвостом и лошадиными копытами, выше 3 метров ростом. Передвигаясь, оно не причиняло вреда даже букашке (отчасти напиминая образ Агнца в христианской мифологии). Более того ступая по траве цилинь не приминал её. Он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым версиям цилинь может даже ходить по воде и летать. Продолжительность жизни животного согласно мифам около 3 тысяч лет. Высеченный на надгробиях цилинь должен охранять их от злых духов, а также провожать умерших на небеса.

Статуя цилиня в монастыре Шаолинь.

Однако с течением времени цилинь меняет своё обличье и функции. Так склеп императора Вэнь-ди украшен двумя цилинями в виде единорогов с сильным телом льва и чётко очерченными крыльями. Символизировавший мир и спокойствие цилинь приобрёл черты носителя власти и силы.

В фэн-шуй

В фэн-шуй символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Рекомендуется использовать изображения или статуэтки Ци Линя женщинам, желающим иметь ребенка. Размещение — талисман должен быть обращен к выходу из помещения.
Китайский феникс

Китайский феникс (кит. 鳳凰, фэнхуан) — в китайской мифологии чудо-птица, в противовес китайскому дракону воплощающая женское начало (инь), является символом юга. Её явление людям — великое знамение, которое может свидетельствовать о могуществе императора или предвещать значительное событие.

В составленном при Ханьской династии словаре «Шоувэнь» о фэнхуане сказано, что у этой птицы «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров.

Согласно китайским поверьям, фэнхуан видели перед смертью Жёлтого императора. Последний раз её наблюдали на могиле отца основателя династии Мин в 1368 году.
Черепахи в китайской мифологии

Черепаха (кит. трад. 龜, упр. 龟, пиньинь guī, палл. гӯй) в разнообразных проявлениях занимает немаловажное место в китайской мифологии. Её образ отражен в нескольких традиционных мотивах китайского искусства, включая «чёрную черепаху севера» сюаньу, черепаху-носителя текста биси, и «драгоночерепаху» популярную в качестве фэншуйного украшения.

Китайский народ был давно знаком с черепахами. Мясо многих видов черепах считается деликатесом;их пластроны (нижние створки панциря) широко используются в традиционной китайской медицине; и даже древнейшим памятникам китайской письменности мы обязаны старинному обычаю гадания на черепахах.
Черепаха как модель мироздания

Поэтому не удивительно, что как и у некоторых других народов, черепаха появляется уже в древних китайских мифах, связанных с сотворением (или, скорее, капитальным ремонтом) мира.По распространённой легенде, существующей в ряде вариантов (напр., записанный в в сборнике «Хуайнань-цзы» 139 г. до н. э. или в сборнике «Луньхэн» (論衡, Lunheng) ок. 80 г н. э.), или в более поздней книге Ле-цзы), когда боги во время битвы сломали четыре опоры, на которых держится небо, и небесный огонь и потоп могли уничтожить всё живое, богиня Нюйва спасла Землю следующим образом. Она собрала камни пяти разных цветов, расплавила их и залатала дыры в небосводе, через которые на землю изливались вода и огонь. Затем она обрубила ноги гигантской черепахе «ао», и поставив их по углам земли, подперла ими небосвод. Таким образом, как замечает Лайонел Джайлз (Lionel Giles), «китайский Атлант был гигантской морской черепахой».

Согласно Ле-цзы, не только Нюйва ловила черепаху ао. Верховное Божество велело морскому богу Юйцяну (кит. трад. 禺彊, упр. 禺强, пиньинь Yuqiang) послать пятнадцать черепах ао, чтобы посменно поддерживать своими головами и удерживать на месте пять гор, плавающих в океане, на которых жили бессмертные. Но великан из страны Лунбо (кит. трад. 龍伯之國, упр. 龙伯之国, пиньинь Lóng Bó zhī Guó, буквально «Страна Князя Дракона») изловил шестерых из них, и снёс их домой, погадать. В результате две горы — Дайюй и Юаньцзяо — уплыли на север и утонули. Другие же три горы-острова остались на плаву, поддерживаемые оставшимися черепахами. А в наказание за нанесённый великаном ущерб, Бог изрядно уменьшил в размере и саму страну Лунбо, и её обитателей.
Юй великий и черепахи

Одна из ключевых фигур китайской мифологии — Юй Великий, легендарный основатель первой китайской династии Ся, известный в первую очередь своей титанической работой по борьбе со всекитайским наводнением (задача, нередкая для Китая — Нюйве тоже ведь пришлось над этим поработать!) и созданию известной нам топографии Китая. Согласно версии легенды об этом процессе, содержащейся в трактате «Забытые истории» («Ши-и Цзи») даоса IV в. Ван Цзя (Wang Jia),Юю в его трудах помогали Жёлтый дракон (黃龍;) и Чёрная черепаха (玄龜;). Дракон двигался впереди Юя, роя каналы своим хвостом, а черепаха плыла за его лодкой, перевозя волшебное вещество «сижан» (息壤, xīrǎng), при помощи которого Юй создавал горы и возвышенности, формирующие ныне географию Китая. По одной из версий легенды, черпаха была посланцем божества Жёлтой реки, и на её пластроне были высечены иероглифы с названиями всех гор и рек Китая. Когда работа по созданию какого-либо географического объекта была завершена, Великий Юй при посредстве этой же черепахи оттискивал на нём соответствующее название.

По другой легенде, тому же Великому Юю однажды явилась из вод реки Ло (Лохэ, Luo) «волшебная черепаха» (神龟, на панцире которой были нанесены знаки, которые стали известны как магический квадрат «лошу» (洛书, Luoshu, «письмена [реки] Ло»). Лошу упоминается уже в «Книге Перемен» и «Аналектах» Конфуцианского канона, но его конкретная форма дошла до нас лишь в работах мастера фэн шуй XII в. Цай Юуаньдина (Cai Yuanding). Эти «письмёна [из реки] Ло» часто упоминаются рядом со «Схемой [из Жёлтой] реки» (河图, «хэту») — набором триграмм, которые Фу Си увидел на «лошади-драконе» (龙马, Longma), вышедшем из Жёлтой реки; существует традиция, по которой это существо тоже представляется в виде черепахи.
Черепаха и дракон
В представлении многих древних китайских авторов, черепаха состояла в родстве с драконом. К примеру, во II в. до н. э. Восемь хуайнаньских мудрецов писали:

Из водяной пучины панцирных существ родился первый дракон. От первого дракон родилась тёмная большая морская черепаха (сюань юань). От тёмной большой морской черепахи родилась божественная черепаха (лин гуй). От божественной черепахи народились обыкновенные черепахи. В общем, панцирные существа происходят от обыкновенных черепах
Гадание на черепаховых панцирях
По мнению ряда исследователей, именно форма черепахи как модели мира сделал её панцирь излюбленным материалом для гадания. Будучи плоским, и более удобным для письма, для гадания использовался пластрон — нижний щит панциря, являющий собой образ земли.[3] Хотя лопатки крупного рогатого скота также использовались как гадательные кости, общее название гадания, появляющееся повсеместно в древнекитайской литературе, именно «гуйцэ» (龜策;), то есть гадание на черепахах (龜, «гуй»).

Обычай гадания на костях и черепашьих панцирях предположительно в IV тыс. до н. э. на основе ещё более древних обычаев приносить животных в жертву духам предков, что создало предпосылки для «чтения» трещин, сделанных на костях жертвенным огнём, и достиг своего полного развития к поздней шанской эпохе.

В древней китайской литературе нередко упоминются «волшебные» (или «священные», «божественные») черепахи (神龜, «шэнь гуй»), гадание не панцирях которых дает особо хорошие результаты.Согласно историям (мифического) древнего императора Яо, народ Юэшан (越裳;), живший в Юго-восточной Азии, поднёс ему в дар такую волшебную черепаху, на панцире которой была написана история мира начиная с его сотворения (кит. трад. 龜曆, упр. 龟历, «гуйли», букв. «черепаховая история»).

Археологи, кстати, подтверждают, что черепах действительно доставляли в качестве дани ещё шанским правителям — при этом среди них были и представители видов, которые водятся не ближе Бирмы!

Черепаха многократно упоминается в конфуцианском каноне, также, как правило, в связи с её ролью в гадании.[28] В рекомендациях по организации жертвоприношений династии Чжоу Конфуций неоднократно рекомендует возлагать черепаху пред всеми другими дарами, ибо она знает будущее.

Сыма Цянь посвятил одну из глав «Исторических записок» гадальщикам на черепахах.
Черепаха в современном фэншуй

Символика черепахи как одного из «четырёх мудрых существ» (сы лин) древности сохранила популярность среди современных поклонников фэншуй.

Разнообразные статуэтки, изображающиеся черепаху (как правило, в «драконоглавном» исполнении, которое с цинской эпохи стала характерна также для биси), можно приобрести в сувенирных лавках фэншуйной направленности.
Хотэй

Хотэй, Будай (яп. 布袋, кит. 布袋和尚, палл. Будай хэшан), бог счастья, общения, веселья и благополучия — один из самых популярных персонажей нэцке. Хотя иногда называют смеющийся Будда. Его имя переводится как «холщовый мешок».
Легенда
По легенде образ Хотэя был взят с настоящего персонажа, монаха по имени Цецы (Шаблон:Lanzg-zh-ип), который жил в Китае в X веке. Он странствовал с большим холщовым мешком и чётками, и получил прозвище Будай (в японском произношении — Хотэй). Там где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир». В XVII веке Хотэй, как воплощение счастья и беззаботности, был принят в Японии. Он стал одним из семи богов счастья.
Исполнение желаний

Чтобы исполнилось желание, нужно потереть фигурку по животу триста раз, держа в голове мысль о том, исполнения чего вы желаете. Неважно, что это будет — работа или личная жизнь.
Изображения Хотэя

Хотей изображается держащим: слитки золота, монеты, посох, жемчужину, мешок с богатством, ведущим в поводу дарственного коня. Статуэтка сидящего Хотэя — женский талисман, а танцующий или стоящий бог — мужской. Хотэй предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении желаний
Размещение статуэтки в помещении

Статуэтку Хотэя обычно размещают у входной двери в прихожей, тогда он принесет почёт и уважение. Можно выбрать расположение в южном секторе, что принесёт хозяину признание, но лучше всего расположить статуэтку на самом видном месте. Если бог счастья держит золото и монеты, его нужно поставить в секторе богатства, если бамбук, сектор здоровья, а если в руках у Хотэя жемчужина, то выбирают сектор мудрости и т. д.


@темы: китай