02:09 

Боевые искусства Китая

Шэри

Ушу
Тайцзицюань
Шуайцзяо
Шаолиньцюань
Багуачжан
Cинъицюань
Бацзицюань
Пигуацюань
Фаньцзыцюань
Чоцзяо
Мэйхуачжуан

Ушу

Слово "Ушу" состоит из двух иероглифов «у» и «шу», и традиционно переводится как «воинское искусство».

Исторически существовали следующие попытки классификации:

Разделение всех стилей на «Длинный кулак» и «Короткие удары»:

- К категории «Длинного кулака» относили те стили, в которых бой велся на дальней и средней дистанции, а при ударах руки выпрямлялись почти полностью. Эти стили характеризовались глубокими, растянутыми стойками, что было эффективно для боя на дальней дистанции.

- «Короткие удары» объединяли стили, в которых предпочтение отдавалось поединку на ближней дистанции, когда в момент удара рука оставалась согнутой, а удары ногами наносили не выше живота, чаще всего по ногам.

Деление на внутренние и внешние направления ушу:

Традиционно к внутреннему направлению относят три основных стиля: тайцзицюань («Кулак Великого предела»), багуачжан («Ладонь восьми триграмм») и синьицюань («Кулак формы и воли»), обладающие сложной теорией и базирующиеся на многообразных философских построениях о сущности вселенских трансформаций. Все остальные стили, в том числе и знаменитый шаолиньцюань, относят к внешним направлениям.

Три больших направления: шаолиньское, уданское и эмейское.

Шаолиньское направление считается самым крупным и насчитывает свыше 360-ти основных стилей. Оно связано со знаменитым Шаолиньским монастырем, построенным в 495 году в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань, недалеко от священных гор Суншань.

Уданское направление возникло в горах Удан, находящихся в северо-западной части провинции Хубэй, которые издревле считались крупным даосским центром. Именно здесь, по легендам, жил мифологический создатель тайцзицюань даос Чжан Саньфэн (13 в.).

Последнее направление, эмэйпай, возникло в горах Эмэй, которые распола-гаются в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань. В Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные мистические школы ушу, а с другой стороны, в 17 веке сюда приходят боевые искусства, используемые для обучения в армии. Эти два потока – мистическо-внутрений и внешне-прикладной – сливаются, и на их пересечении складывается окончательный вид эмэйского направления ушу.

Спортивное ушу делится на два основных раздела – ушу-таолу и ушу-саньда (или более традиционное название – саньшоу) кроме этого существует еще два, менее известных, вида спортивного ушу, которые будут описаны ниже. Ушу-таолу включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке, все эти технические действия сведены в комплекс движений (таолу) эмитирующий бой человека с одним или несколькими противниками, с оружием и без. Характер соревнований определяется регламентом соревнований. Соревнования подразделяются на: личные, командные и лично-командные.

В базовый набор технических действий ушу-таолу входят наиболее зрелищные приемы, отобранные из таких известных традиционных стилей ушу, как чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и др. На соревнованиях спортсмены соревнуются в обязательной программе, в которую входят три раздела:

Цюаньшу (комплексы упражнений без оружия), включает три стиля: чанцюань, наньцюань, тайцзицюань. Каждый из этих стилей имеет свою характерную особенность, свою базовую технику, как правило спортсмены специализируются в одном из этих стилей.

Дуань цисе (комплексы упражнений с коротким оружием), включает: даошу (упражнения с изогну

тым мечом дао), цзяньшу (упражнения с прямым мечом цзянь). Чан цисе (комплексы упражнений с длинным оружием), включает: цяншу (упражнения с копьем), гуньшу (упражнения с шестом).

Кроме обязательной программы спортсмены выступают и в показательной программе, в которую входят четыре раздела: Традиционные стили ушу без оружия, разделены на четыре группы по принципам приложения силы, схожести принципов движения, техник и т.п. 1-я группа: багуа, синъи, бацзи. 2-я группа: тунбэй, пигуа, фаньцзы. 3-я группа (подражательные стили и дитан): стиль пьяницы, обезьяны, змеи, журавля, богомола и т.п. 4-я группа: шаолиньцюань, паоцюань, хуацюань, хунцюань и др. (это самая многочисленная группа, сюда входят все стили, не вошедшие в 1-3 группы).

Традиционное оружие ушу, разделено на три группы: Одиночное оружие: различные виды алебард, шест, копье, двуручный меч и т.п. Парное оружие: парные мечи, парные кинжалы, парные цепи и т.п. Гибкое оружие: гибкое копье, девятизвенный и трехзвенный цеп и т.п.

Дуйлянь (поединок с заранее определенной последовательностью движений) включает: поединки один на один или один против нескольких противников без оружия, с оружием, вооруженного (ых) против безоружного (ых). Показательные групповые выступления с музыкальным сопровождением.

Ушу-саньда (саньшоу) – свободный бой. Как спортивное единоборство ушу-саньда было возрождено лишь в конце 80-х годов нашего века, хотя различные формы поединков существовали в Китае с глубокой древности. Современное саньда это динамичный вид контактных поединков с жесткими правилами, запрещающими только серии ударов в голову. Чтобы стимулировать проведение бросков за счет техники, а не за счет силы, бросок не засчитывается, если он был проведен из захвата длившегося более двух секунд. Саньшоу включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке из любых стилей ушу. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один без оружия в защитной экипировке (шлемы, жилеты, перчатки, иногда футы и наколенники). Поединок проводится в три раунда по 2 минуты на открытом, без канатов, помосте (лэйтай) 8 на 8 метров поднятом на 60 сантимет-ров над уровнем земли. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2 или 3 балла. Победителем объявляется спортсмен, набравший в ходе схватки наибо-льшее количество баллов. Если спортсмен два раза в раунде выталкивается за пределы помоста, то он объявляется проигравшим в раунде.

Туйшоу – дословно толкающие руки. Вид поединка между двумя невооруженными противниками в стиле тайцзицюань. Техника туйшоу включает восемь основных технических действий из арсенала тайцзи: пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као. Задача спортсмена, используя технику тайцзицюань заставить противника потерять равновесие или опрокинуть его на землю. Соревнования проводятся на круглой, диаметром 6 метров, площадке, в два раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, 3, 4 или 5 баллов.

Дуаньбин, чанбин – свободный бой на коротком (дуаньбин) и длинном (чанбин) оружии. Этот вид контактных поединков в старом Китае также назывался лэйтай. В настоящее время в Китае соревновательные поединки с оружием почти забыты, и чаще используются в тренировочном процессе традиционных школ ушу. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один в защитной экипировке. В дуаньбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения мечом (цзяньшу, даошу), в чанбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения копьем (цяншу).

Соревнования в дуаньбин проводятся на круглой площадке диаметром 9 метров, в чанбин на прямоугольной площадке 14 на 8 метров в три раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, или 3 балла.

Тайцзицюань
Тайцзицюань «Великий предел» - с точки зрения древних китайских философов обозначает первичную причину существования Вселенной, обладающую мягкостью и уравновешенностью. Что означает «цюань»? Опять же, буквально это можно перевести как «кулак», но по смыслу это больше соотносится с такими понятиями как «единоборство» или «военное искусство».

Концепция «Тайцзи» проистекает из «Ицзин», древнейшего китайского философского труда, известного во всём мире как «Книга перемен». Из неё следует, что все первоосновы, в том числе и само бытие, существует как противоборство двух элементов (или сил), представляющих энергии Инь и Ян. Хотя Инь и Ян представляют два противоборствующих начала, они всегда существуют, всегда взаимодействуют и дополняют друг друга, подобно символу Тайцзи (он известен как символ «Инь-Ян» или пиктограмма «Двойная рыбка»).

Инь и Ян противодействуют не в меньшей степени, чем дополняют друг друга, и создают все вещи своим взаимопроникновением. Это означает, что все явления в мире имеют свои положительные и отрицательные элементы. Другими слова Инь-Ян -взаимообусловливающие полюса. Таков закон природы, которому следуют даосские школы.

Философия Тайцзи цюань главным образом основывается на теории Инь-Ян и даосизме.

Даосская школа мудрости учит, что люди должны индентифицировать себя в соответствии с духом природы, и верят, что «слабость победит силу, а мягкость одолеет насилие». «Твёрдый и мощный распадается, а мягкий и уступчивый будет побеждать». Даосы часто приводят в пример воду, утверждая что нет ни чего в мире мягче и уступчивее воды но ничто не может сравниться с её могуществом.

Вот почему Тайцзи цюань проповедует мягкость Легенда гласит что один из первых монахов даосов Чэнь Саньфень заложил основы Тайцзицюань в соответствии с даосской философией и учением Инь Ян Утверждалось что Чэнь создал Тайцзи чистым искусством и не предназначал его ведения борьбы для Чэнь Саньфень интересная фигура занимающая в истории Китая особое место Легенды рассказывают о нём как о своеобразной эксцентричной личности с огромными глазами и массивной бородой.

Абсолютно равнодушный к своему внешнему виду всегда неизменно облачённый в одну и туже одежду и соломенную шляпу зимой и летом он проявлял крайнее дружелюбие и живой интерес по отношению к собеседнику Он был абсолютно убеждён что проживёт несколько сотен лет Неизвестны не только даты его рождения и смерти но до сих пор не завершены споры при какой династии Сунь Янь или Мин он жил.

Шуайцзяо

Шуайцзяо - это национальная китайская борьба.

Отличается сложностью техник, делающих больший упор на качество приема, чем на силу движения.

Стили шуайцзяо
Стилей шуайцзяо существует много, но наиболее известными являются направления, развившиеся в городах Пекин, Тяньцзинь и Баодин.

Тяньцзиньский стиль использует машущие движения руками для "прощупывания" соперника и поиска возможности взятия захвата. Движения в пекинском стиле более мелкие, прорабатывают удержание позиции и удерживание рук оппонента на дистанции. Униформа, принятая в пекинском шуайцзяо также затрудняет взятие удобного захвата.
Баодинский стиль шуайцзяо также известен как куайшуай (быстрая борьба). Этот стиль является наиболее известным из трех основных стилей. Баодинский стиль отличается более широкими движениями, а также скоростью и мощью техник. Как только в ходе схватки происходит контакт, "баодинец" немедленно пытается провести бросок, а не ведет борьбу за захваты.

Техники

Каждая техника шуайцзяо является композицией инь и ян, то есть является двусоставным элементом. Противник обнаруживает голову и корпус летящими к земле, в то время как ноги выбиты из-под него, или его нога захватывается одновременно с ударом в горло.

Движения в шуайцзяо прямые, быстрые и точно нацеленные. Бросок в шуайцзяо обычно так оглушает, что практически нет необходимости в борьбе на земле, столь популярной в дзюдо или самбо; однако способность ловли противника в ловушку нельзя недооценивать. Если борец шуайцзяо успешно применяет специальный захват или зажим, освободиться как правило невозможно.

Наиболее важным аспектом шуайцзяо являются техники рук. Основные различия между тремя большими стилями шуайцзяо кроются именно в технике рук: броски практически идентичны. Если взят правильный захват, то есть хороший шанс что техника будет успешной и противник будет побежден. Так как в баодинском стиле бросают сразу после контакта, то там особенно прорабатывают мгновенное взятие правильного захвата.

Шаолиньцюань
Шаолиньцюань зародился в монастыре Шаолинь, построенном при династии Северная Вэй в 495 году на горе Суншань (центральной среди пять священных гор) под сенью вершины Ужу напротив горы Шаоши, что в уезде Дэнфэн провинции Хэнань. Поскольку монастырь находился среди густых и высоких лесов, покрывавших горы, он и получил название "Шаолинь" - "Молодой лес".

За многовековую историю в Шаолине возникло множество различных стилей ушу, по некоторым данным около 500. Из них наиболее известные "Красный кулак Шаолиня", "Цепочка из восьми шагов Шаолиня", "Пять кулаков Шаолиня", "Кулак пяти форм и восьми способов Шаолиня", "Тринадцать захватов Шаолиня", "Восемнадцать рук Шаолиня", "Китайский кулак Будды", "Школа естественности алмазной медитации", "Мягкий кулак Шаолиня", "Школа сердца и мысли Шаолиня", "Кулак белого журавля Шаолиня", "Кулак змеи", "Иянский кулак".

Для приемов школы Шаолиня характерна динамика, резкость, относительная простота. Большое внимание уделялось соблюдению равновесия и контролю за центром тяжести. В схватке очень важно было скрывать свои намерения и прибегать к уловкам: "показывать на запад, а атаковать с востока", "показывать вниз, а атаковать сверху", "делать вид, что отступаешь, а на самом деле бросаться в атаку", "быть то мягким, то жестким", "на жесткость противника отвечать мягкостью, а на мягкость жесткостью", "наносить удар надо всегда с максимальной силой".

Багуачжан
"Ба Гуа" в переводе означает "восемь триграмм".

Предание связывает Багуачжан с именем Дун Хайчуаня, родившегося в уезде Вэньань провинции Хэбэй примерно в 20-х гг. XIX в. Он владел эрланцюань и считался неплохим бойцом. Отправившись путешествовать в поисках живущих в глухих местах мастеров боевых искусств, он в конце-концов добрался до расположенной в провинции Аньхой горы Цзюхуашань.

Заблудившись в лесу, он случайно наткнулся на молодого даоса, ходившего кругами вокруг сосен. Дун Хайчуань сразу увидел, что тот занимается тренировкой боевого искусства, но не понимал, зачем это делается столь вычурным образом, и рассмеялся. Оскорбленный даос заявил, что они должны померяться силами.

Дун Хайчуань согласился, рассчитывая преподать хороший урок, они вышли на полянку и бой начался. Однако какие бы мощные удары не наносил Дун Хайчуань, сколь быстро ни летали его кулаки и ноги, он никак не мог попасть в маленького даоса, который все время проскальзывал ему за спину и опрокидывал на землю. После третьего падения Дун Хайчуань признал себя побежденным, и встав на колени попросился в ученики.

Однако тут за его спиной раздался смех, и на полянку вышел пожилой даос. Это был Би Чэнся - учитель того маленького даоса, уже давно наблюдавший за схваткой. Он согласился взять Дун Хайчуаня в ученики, и четыре года обучал его искусству поворачивания ладоней в хождении по кругу.

Позднее Дун Хайчуань перебрался в Пекин и стал слугой великого князя Су, который был родственником императрорской фамилии. Князь был большим любителем ушу, и у него постоянно бывали разные мастера. Однажды, когда князь пригласил продемонстрировать свое искусство очередного мастера, собралась большая толпа зрителей из числа челяди, было очень жарко, но слуга с чаем не мог пробиться к князю сквозь толпу. Чтобы выручить человека, Дун Хайчуань взял поднос с чаем и пробежал к князю по стене поверх голов. У князя глаз был наметанный, и он тут же спросил, не занимается ли тот каким-нибудь боевым искусством. Скрываться далее было невозможно, и Дун Хайчуаню пришлось все рассказать. С тех пор он открыл преподавание багуачжан в Пекине, откуда оно распространилось по всему Китаю.

Несмотря на стилевые различия система тренировок во всех школах багуачжан единая. Первые несколько лет ученик тренируется в "хождении по кругу" для выработки навыка постоянного ухода с прямой линии и привыкания к контролированию своего центра тяжести. Затем изучается комплекс "Динши бачжан" - "Восемь ладоней установленных форм" (в разных школах названия комплексов могут несколько различаться), в котором прорабатывается восемь различных положений ладоней.

После него изучается комплекс "Бяньши бачжан" ("Восемь ладоней изменяемых форм"), который еще называют "Лаобачжан" ("Старые восемь ладоней") или "Бадачжан" ("Восемь больших ладоней"). После овладения этими техниками ученик может изучать боле высокие комплексы ("24 формы", "8 форм - 8 образов", "Тайные ноги" и т.д.)

технику работы в паре, владение оружием и специальную технику перемещений. Интересным упражнением является "облет девяти дворцов", в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9 двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенном порядке. Это приучает к навыкам ведения боя в толпе.

Все упражнения имеют несколько уровней сложности. Так по кругу сначала ходят на почти прямых ногах и постепенно понижают уровень тела, чтобы в итоге перемещаться с бедрами параллельными земле; "девять дворцов" сначала просто обходят, а впоследствии с каждым из столбов во время обхода устраивают нечто вроде "боя с тенью", и т.п.

Одновременно со всем этим тренирующийся занимается укреплением ударных поверхностей и противоударной закалкой тела. Очень многие мастера багуачжан прославились своим владением искусствами "железной ладони" и "железной рубашки".

Cинъицюань
Китайский иероглиф "син" означает внешнюю форму, а "и" - это "ум, разум воля" (противопоставляется "синь" - "сердце, эмоции").

Cинъицюань - это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Cинъицюань был основан Цзи Лунфэном, жившем в XVII веке в китайской провинции Шаньси.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется "семь ударов" или "семь кулаков". Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или "деревянном человеке". Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко - с места.

Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца - "глазом феникса", а также пальцами и ладонью. Любая атака - это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

Бацзицюань
Бацзицюань характеризуется короткими атакующими ударами и движениями рук, выполняемыми вплотную к туловищу.

Бацзицюань содержит 8 способов атак.

Характерной особенностью бацзицюань считается особый взрывной выброс усилия в ударе. Удары обычно наносили кулаками, ладонями, локтями, коленями и плечами. Ногами в ортодоксальном бацзицюань били не выше колена.

«Фирменными» приемами бацзицюань считаются удары локтями, есть выражение «72 удара локтями бацзицюань».

Бацзицюань оказывает положительное влияние на рост физической силы, быстроту, координацию движений.

Пигуацюань
Пигуацюань (кулак рубок и подвешиваний).

В пигуа цюань необходимо следить, чтобы движения руками шли в вертикальной плоскости, движения корпуса были согласованы с запястьями, обеих рук - друг с другом, рук - с ногами, корпус не разворачивался лицевой стороной, при скручивании поясницы таз оставался неподвижным, плечи, поясница и таз следовали друг за другом.

Используются следующие виды цзин: гуньлэ цзин (цзин накатывающегося ограничения), туньту цзин (цзин "заглатывания" и "выплевывания"), пигуа цзинь (рубяще-подвешивающая цзин; под "рубкой" понимается движение прямой рукой сверху вниз, под "подвешиванием" - движение прямой рукой снизу вверх), лулу цзин (цзин громыхающего колеса).

Если удар приходит сверху, то надо сделать подвешивающее движение, если снизу, то набрасывающее, если сбоку, то отводящее, если спереди, то перетаскивающее. Подвешивание, набрасывание, отвод и перетаскивание - все эти движения используют ладонь, поэтому другое название стиля - пигуа чжан (рубящая ладонь).

Особенности стиля: большое раскрывание и большое смыкание, жесткое и мягкое выручают друг друга, в основном длинная работа, но параллельно используются и короткие удары.

Правило техники: распрямляешься - большое раскрывание и большое смыкание, длинное копье и большая цзи; собираешься - формы короткие, ритм резкий, мешающее опирание и рубящая тяжесть, словно есть и словно нет. Основные методы рук: чжань (вытирать), тань (хлестать), пи (рубить), гуа (подвешивать), бинь (отбрасывать), чжань (разрубать).

Законы кулачных методов - "медленно строить каркас, быстро бить кулаками, быстро использовать приемы".

Фаньцзыцюань
Фаньцзыцюань ("8 уверток-переворотов"). Бой ведётся на коротких дистанциях.

Фаньцзыцюань - это стремительное вращение слева и справа, сверху и снизу. Это твердость и мягкость,реальные движения и обман. Онделится на 8 методов, называемые 8 методов Юэ Цин работы руками, каждый из которых делится на 8 рук. Таким образом имеем 64 руки.

Техника шагов состоит из чулюбу (выкалывающий шаг), ицзыбу (шаг в виде иероглифа "-"), люхэ баньмабу (половинная стойка лошади шести соединений).

Тренируя фаньцзы цюань, надо вначале тренировать тяо мо (подъём и смахивание), то есть подъем при наступлении и смахивание при отступлении. При ударах основное внимание сосредоточено на "Если удар приходит высоко то применяй тяо, если низко то мо".

Тяо - это маховое движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вперед. Мо - это движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вниз к животу. Суть восьми методов состоит в разнообразнейшей тренировке движений по различным дугам и окружностям.

Основным тао, исполняемым без оружия, служит личжуанфань ("вращение подобное вращение стоящей сваи"). Другие тао: цуйбафань ("собранные 8 вращений"), каошоуфань ("вращение опирающихся рук"), цзянь чжун фань ("вращение укрепляющее центр"), циньшоуфань ("вращение хватающей руки"), лушоуфань ("вращение похищающей руки"). В специфическое оружие фаньцзыцюань входят: бабу ляньхуань цзиньшоудао ("8 шагов непрерывного широкого меча атакующих рук"), мяньчжаньдао ("широкий меч непрерывно тянущейся войны").

Чоцзяо
Чоцзяо является одним из традиционных стилей китайского ушу. В мире ушу говорят: "На юге - техника рук, на севере - техника ног", и техника ног в чоцзяо обычно пользуется особой известностью, иногда даже говорят, что этот стиль - "лучший представитель северной техники ударов ногами". Как видно уже из самого названия (чо - пробивать, протыкать; цзяо - стопа, т.е. "пробивающая стопа"), в чоцзяо упор делается на технику ударов различными частями ног. В пословице обобщена и особенность этой техники: "Руки раскрывают защиту противника, ноги наносят поражение".

Первоначальное название стиля - "цзю фань юаньян цзяо" (Девять парных ударов стопой с поворотами), упрощённое название "цзю чжицзы" (Девять ветвей), т.к. первоначально имелось только 9 комплексов (древним трактатам свойственно деление стилей на "школы" и "ветви"). Полное, длинное название стиля "цзюфань юйбу юаньян гоу гуа ляньхуань сюанькун чоцзяо" можно перевести как "пробивающие и зависающие в воздухе стопы из 9 непрерывных смен перемещений с защитой, парными ударами ног на поворотах, зацепами и подсечками". Первоначальные 9 комплексов составили основу так называемых "жестких комплексов" (у танцзы, иероглиф "у - военный" символизирует "ян" - мужское, активное, жесткое начало). Затем были разработаны и "мягкие комплексы" (вэнь танцзы, иероглиф "вэнь - гражданский" символизирует "инь" - женское, утончённое, мягкое начало). Таким образом, чоцзяо подразделяется теперь на "вэнь" и "у". Характерной особенностью "у" являются мощные, силовые движения с раскрытием, высокое мастерство приёмов ногами, жёсткий "выброс силы" (фа цзинь)(но "в жёсткости скрыта мягкость").

Движения относительно просты, атаки прямолинейны, удары яростны и стремительны, приёмы атаки и защиты чёткие и понятные, характерные для жёсткого боя. Особенность комплексов "вэнь" в сравнительно компактных позициях, малой амплитуде тесно взаимосвязаных движений, множестве приёмов с маневрированием, метод применения силы (цзинь фа) - "внешне мягкая, а внутри жёсткая". Приёмы атаки и защиты глубоки и сложны, движения скрывают их сущность.

В самом названии "цзю фань юаньян цзяо" (или "цзю фань" - 9 поворотов) акцентируется момент постоянной трансформации и смены приёмов. Девять изначальных комплексов взаимозаменяются и взаимочередуются. При изменении движения в разных направлениях, один приём, выполняемый рукой или ногой, превращается в бесчисленное количество приёмов, чередуясь непрерывно со сменой каждой позиции.

Отсюда и название - "цзю фань" (число 9 в китайском языке также может иметь значение "бесчисленное количество"), т.е. бесчисленное количество изменений и метаморфоз. В слове "юаньян" также отражается смысл названия. В комплексе каждое перемещение постоянно сопровождается ударом ноги, как слева, так и справа, чередуясь и формируя следующую пару приёмов, с непрерывными ударами. С этим связано и появление в названии важнейшей составной стиля - техники "юаньян цзяо" (в китайском языке слово юаньян, в буквальном переводе - "утка с селезнем", означает "парность", "завершённость", часто используется как метафора счастливой супружеской пары). Этот образ указывает и на классический приём удара ногами являющийся спецификой стиля чоцзяо. Во время махового удара ногой назад (хоу ляо ти), обе руки на взмахе разводятся вперед-вверх и назад-вверх, спина выгибается. Кисть передней руки над головой напоминает хохолок на голове птицы. Другая кисть, поднимаясь, либо выполняет хлопок по стопе, либо, формируясь в "крюк" (гоушоу), образует с ударной ногой как бы перья хвоста птицы. Этот приём и был назван мастерами "юаньян цзяо (туй)"("парный удар ногами "утки-мандаринки"). Из-за него чоцзяо также называют "цзю фань юаньян цзяо". Техника юаньян цзяо является в чоцзяо одной из важнейших составляющих ударов ногами, поэтому даже в названии стиля присутствует этот термин.

Мэйхуачжуан
"Мэйхуачжуан" ("столбы сливы мэйхуачжуан") - это сокращение от "ганьчжи уши мэйхуачжуан" ("стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа"), ещё говорят "мэйхуацюань" ("кулак сливы мэйхуа"). История мэйхуачжуан насчитывает свыше тысячи лет. Этот стиль вышел из монашеских школ и является одним из внутренних стилей куньлуньского направления. Долгое время он передавался от отца к сыну, от сына - к внуку, то есть только по мужской линии, за что и получил название фуцзыцюань - кулак отца и сына. Поэтому хотя стиль известен и давно, но проявился он лишь в конце династии Мин - начале династии Цин в уездах, расположенных на стыке провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Шаньси.

При тренировке мэйхуачжуан внутреннее и внешнее взаимно координируются, внутреннее и внешнее тренируются параллельно, форма и дух координируются в единое, его движения разворачиваются на большом расстоянии, жёсткое и мягкое помогают друг другу, движение и покой согласованы, замедления и ускорения ритмичны, не говоря уж о том, что и форма и дух имеют свою специфическую манеру.

Содержание базового таолу мэйхуачжуан делится на шаги на столбах и шаги-перемещения. Базовых форм шагов на столбах пять: даши (большая форма), шуньши (форма с одноименной ногой впереди), аоши (форма с разноименной ногой впереди), сяоши (малая форма) и байши (форма потерпевшего поражение); вместе их называют "5 форм шагов на столбах". Они являются конечными положениями приёмов и есть важнейший метод тренировки силы и ци всего тела.

Симметричная тренировка пяти форм шагов на столбах на правую и левую стороны напоминает пышно цветущие два лепестка мэйхуа. Шагов-перемещений - три метода: чжафа (метод резкого прорыва вперед), байфа (метод метаний из стороны в сторону) и чэфа (метод движения спиной).

Эти три метода можно тренировать то наступая - то отступая, то вверх - то вниз, двинуться на восток и очутится на западе, двинуться влево и оказаться справа, живо и многоизменчиво, чтобы противник словно попал в туман и не смог распознать направления перемещения, они - словно ствол мэйхуа.

Три метода шагов-перемещений искусно связывают пять форм шагов на столбах, осуществляя их смену и чередуя движение и покой, потому и говорят "ганьчжи уши мэйхуачжуан".

Техника кулачных методов мэйхуачжуан делится на три раздела - верхний, средний и нижний. Их называют верхним, средним и нижним уровнями. Верхний уровень: дяо (цеплять), на (хватать), суо (запечатывать), дай (тянуть), гоу (цеплять крюком), лоу (заграбастывать), бао (строгать), да (бить), бэн (обрушить), тяо (вспороть), пи (рубить) и цза (разбивать); средний уровень: чжань (касаться), нянь (прилипать), лянь (непрерывный), суй (следовать), си (притягивать), се (разгружать), жоу (мягкий), хуа (превращать), туй (толкать), туо (приподнимать), лин (контролировать), дай (затягивать), чжань (вертеть), чжуань (вращать), ню (выкручивать), цзэн (сдирать), айбан (соприкасаться руками), цзикао (выдавливающее опирание), вэйшэнь (прижиматься корпусом) и каода (опирающийся удар); нижний уровень: ти (бить прямой ногой), дянь (точечный удар), цзе (пресекать), чжуан (сталкивать), гоу (цеплять крюком), гуа (подвешивать), цай (наступать ногой), пянь (ходить по кругу), де (спотыкаться), пу (прихлопнуть), гунь (катиться), фань (переворачиваться), цяньхоу саотан (сметать ногой впереди и сзади) и цзуою чэнба (левое и правое толчковые возвышения). В этих искусствах "бить" - это "движение всего тела". В техниках применяются все части тела.

В мэйхуачжуан помимо глубоко загадочных, таинственных и необычных техник трёх уровней ещё имеются методы владения корпусом и методы перемещений в схватке. Одна из специфических техник перемещения мэйхуачжуан именуется "бафанбу" ("шаг восьми сторон света"), ещё его называют методом знания пути в схватке и искусного боя, в народе его называют методом ведения в пустоту.

Существуют "большой бафанбу", "средний бафанбу" и "малый бафанбу". В "малом бафанбу" перемещаются по трём точкам, в "среднем бафанбу" - по пяти, а в "большом бафанбу" - по хаотически расположенным точкам, его также называют "цюньбу" ("скопище шагов"). Натренировал "большой бафанбу" - и в схватке уже нет установленных форм и установленных шагов, а есть следование необходимости техники.

Шаги следуют изменениям корпуса, ноги следуют выходу рук, всё осуществляется следуя замыслу, следуя ситуации, видишь удобный случай - и действуешь.

@темы: боевые искусства

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Большая прогулка

главная